Если у Вас появилась интересная мысль – идея по поводу создания мини-отеля, то для её полного воплощения и реализации в жизнь необходимо настраиваться на боевой лад, потому что будет большое количество трудностей и сложностей. Да и финансовое вливание будет колоссальное, даже по современным меркам.
К примеру, в Санкт-Петербурге открытие мини-отеля обойдется порядка 40-45 миллиона рублей, очень много всевозможных согласований и разрешений, а уже после нескольких лет достаточного функционирования ожидать значительную прибыль.
Но, даже несмотря на разного рода трудностей с организацией данного бизнеса, количество гостиниц в Питере растёт, «как грибы после дождя». И само собой напрашивается вывод, - это довольно таки выгодное капиталовложение и прибыльный бизнес.
В развитых европейских странах, небольшие отели заняли своё крепкое место в гостиничной индустрии.
Подскажите яркий пример такого направления бизнеса? - спросите Вы.
Попробуйте посетить Францию. Довольно небольшие, но уютные гостиницы, с абсолютно неповторимой атмосферой пребывания, в которых постояльцы, за сравнительно небольшую, по европейским меркам плату, чувствуют себя очень желанными гостями.
В сравнении с громадными сетевыми отелями, где клиент чувствует себя очень малым винтиком в большом механизме движения, мини-отель выигрывает особенным внимание со стороны обслуживающего персонала. И уже прощается и отсутствие фитнес-центра, и игрового казино и даже плавательного бассейна, которое в поездках бывает и не столь необходимым.
Современное развитие гостиничного бизнеса привело к соотношению 60 к 40, где 60% всех клиентов обслуживают большие отели, а на 40% отводится на небольшие мини-отели.
Большой плюс этой ситуации, то что крупный и мелкий гостиничный бизнес не испытывает конкуренции между собой, да и соперничество проходит, как говорится в народе, «в одной весовой категории».
Рынок мини-отелей в нашей стране получил развитие без какого-то указа и постановления «сверху» В период развала и передела собственности, доставшейся от СССР, при полной нестабильности, как политической, так и экономической, данный бизнес развивался сам по себе, как говорится, «варился в собственном соку». «Ижора» и «Галакт» появились в 1990 году, и только в 1993-м мир увидел «Матисов Домик». Но к 1996 году уже полнофункционально работало около 40 мини-отелей. Большой наплыв постояльцев и катастрофическая нехватка свободных номеров только «подогревала» рынок данного вида услуг практически до 1999 года, и колоссальный прогресс в сфере этого бизнеса приходится на 2002-2003 года, когда первостепенным фактором стала недвижимость.
Но всё же, результаты указывают на то, что Санкт-Петербург обогнал столицу, и стал бесспорным лидером по общему количеству небольших отелей в нашей стране (около 500 против 100 московских). Да и владельцы небольших гостиниц, безусловно уверены в том, что их качество сравнительно не хуже, чем у французов, считающих себя эталоном в сфере гостиничного бизнеса.
Рынок-призрак
Если мы уже взялись за оценку общего рынка мини-отелей, то нужно ввести определение и разобраться с классификацией в данной сфере бизнеса. До настоящего дня в нашей стране не существует чёткого нормативного документа, в котором отражалась бы суть направленности и понятия «малая гостиница» и какие-либо группы и их классы. И далее при урегулировании жизнедеятельности этого направления, постоянно возникали и возникают глобальные проблемы, так как вертикаль власти постоянно пытается «причесать под одну гребёнку» малый и крупный гостиничный бизнес.
Комментарий Федерального агентства по туризму, немного пролил свет на данную ситуацию, в котором сообщается, что малая гостиница – это отель с общим количеством номеров, не более 50-и. В настоящее время, владельцы гостиничного бизнеса подвели черту под собственной классификацией.
- 1. Параметры занимаемого под гостиницу помещения:
- мини-отели (до 12-15 номеров в нежилом фонде);
- мини-отели квартирного типа (от 7 до 15 номеров в жилом фонде);
- малые гостиницы в отдельных зданиях (50 номеров и выше).
- 2. Уровень предоставляемых гостиничным бизнесом услуг:
- хостелы;
- демократичные;
- аппарт-отели;
- домашние отели;
- отели бизнес и эконом-класса.
Давайте немного затронем вопрос о аппарт-отелях. Им присущ авторский дизайн, довольно элитное расположение, и эксклюзивные услуги данного направления бизнеса. Наличие номеров «Люкс», которые на порядок превосходят большинство гостиниц с 5-ю звёздами. И со «звездностью» гостиниц происходит путаница и большая неразбериха.
В ГОСТах нет различия между малыми и крупными гостиницами, да и аттестацию с большим трудом проходят четырёх- и пятизвёздочные отели с большим опытом бизнеса, что тогда говорить о предприятиях, появившихся совсем недавно.
К примеру, если даже собственник небольшой гостиницы на 10-15 номеров установит унитазы с золотой инкрустацией и развесит в холле картины из Лувра, поднимет уровень комфорта до очень высокого уровня, его предприятию всё равно не получить даже 4-х звёзд, так как в его здании нет салона парикмахерской и только один лифт.
Совсем недавно планку оценки понизили, и большинство мини-отелей свои 3 или 4-е звезды всё же получили. Хотя, то количество звёзд, которое значится в рекламном буклете – это больше оценка качества своих собственных услуг инвесторов, чем сертификации государственных органов.
Так в чём преимущество мини-отелей? В том, что гость сможет выбрать себе номер, не только учитывая его стоимость, месторасположение и сравнительное наличие услуг, но и ориентируясь по своим пристрастиям и вкусу. В мини-отелях подобного класса каждый номер оформлен индивидуально, что крайне нравится творческим людям соответственных профессий. Да и практически все владельцы бизнеса мини-гостиниц, находясь на этапе самовыражения, относятся как к собственному детищу.
Создавая теплую атмосферу уюта, которую буквально сложно купить за большие деньги в сетевых и крупных гостиницах, к постояльцам относятся как к своим близким и собственным гостям, преподнося лучшие условия и дополнительные качественные услуги.
Погостили, и хватит
Основной проблемой и «головной болью» в сфере гостиничного бизнеса является сама недвижимость. Более всего гостиницы располагаются в перестроенных квартирах и «коммуналках» старых жилых домов.
Чтобы сделать официальное переоформление, нужно всю данную постройку перевести в нежилой фонд, и как Вы уже догадываетесь, очень сложно и далеко не просто. Многим предпринимателям это оказывается просто не под силу. Глобальные затраты и оформление соответственных документов занимает чуть больше года, да ещё и налоги на имущество и на землю.
Согласно статистике, 60-70% всех отелей числятся в жилом фонде, с оформлением на физических лиц. Их рабочая деятельность заключается в посуточной сдаче помещения в аренду по условиям договора. Отсутствуют проблемы с налоговой инспекцией, хотя такую работу в основе и не назовёшь «гостиничным бизнесом», не говоря уже о получении «звёздности».
Следующей большой проблемой, которую можно было бы выделить с советских времён, - это санитарные и пожарные нормы, ГОСТы и СНиПы, которые уже относительно современного этапа не имеют никакого отношения. Поэтому в Северной столице порядка около 15% мини-отелей незарегистрированные и работают на нелегальной основе. Да и предприниматели особенно не собираются организовывать своё дело согласно старым нормам и предписаниям.
Поэтому учитывая все вышеперечисленное, да и все недочёты, точное количество мини-отелей по статистике не смогут назвать ни чиновники, ни участники данной сферы бизнеса.
Как исправить ситуацию на рынке гостиничных услуг?
Изменить и дополнить старые правила и соответственно вновь разработать городские стандарты, и необходимо сравнительно упростить процедуру перехода здания или строения в нежилой фонд. Ещё неплохим шагом бы являлась помощь и внимание гостиничному бизнесу со стороны государства, а так же привлечение нового числа инвесторов.
Сам процесс создания
Попытаемся с Вами рассмотреть процесс создания небольшого бизнеса, на примере мини-отеля на 10 номеров.
Первоначально всё начинается с выбора соответствующего помещения, и лучше всего под эту ремарку подходят коммунальные квартиры на втором этаже в фасадных домах.
Выбор место расположения – это историческая часть города, с наличием подобающей инфраструктуры, непосредственная близость к магазинам, кафе и ресторанам. Общая площадь предприятия, учитывая административные помещения, коридоры, кухни и номера, допустима не менее 300-350 квадратных метров. Большой минус, что подобные квартиры тяжеловато найти, и самое сложное – это расселение жильцов. Порядка 24 миллиона рублей понадобится за квадратный метр такого помещения.
Далее следует этап реконструкции и перепланировки в строительства Вашего бизнеса. Хотелось бы Вас морально приготовить к последующей материальной трате, которая выльется буквально в половине той сумме, что вы потратили на первоначальном этапе.
После окончании планировки необходимо заключение договоров с соответственными надзорными органами (энергетики, пожарные, водоканал и санэпидстанция). По завершении этих невозможно скучных дел, появляется творческий этап – разработка дизайна интерьера Вашей гостиницы.
И самое важное в этом деле – стремление к уюту и комфорту, а не откат к прошлым коммуналкам. Приобретение оборудования (предметы интерьера, мебель, сантехника и бытовая аппаратура) заставит потратиться порядка 6-7 миллионов рублей. Приступая к ценоопределению, следует хорошо изучить рынок спроса Вашего города и предложения конкурентов.
При кастинге гостиничного персонала следует уделить особое внимание последующему железному порядку и постоянному обучению. Кадровый состав мини-отеля на 10 номеров будет следующим:
- управляющий;
- старший администратор;
- 3-4 администратора;
- главный бухгалтер;
- начальник отдела бронирования;
- 2-3 горничных.
Желательно знание английского языка для персонала, но для администратора – обязательное условие для работы. Практически, многие должности при желании можно и совмещать.
Во всем же остальном можно придерживаться общечеловеческого здравого смысла. Но завтрак и очень чистое бельё должно быть обязательным! Так же можно предоставлять и следующие услуги, как сауна, спортивный и тренажёрный залы, прокат автомобилей, заключив соглашения и договора с их владельцами.
Самый важный аспект в работе гостиничного бизнеса и всей сферы в целом – это появление постоянных клиентов, и над этим вопросом придётся потрудиться, и даже не один год. Зачастую в этом смогут помочь турфирмы, за посредничество которых придется отчислять 10-20% от оборота.
Так же немаловажным фактором продвижения на рынке гостиничного бизнеса является реклама, интернет и глянцевые журналы – основные средства привлечения всё новых и новых клиентов.
Мини-отель – это замечательный вариант бизнеса, в который следует вкладывать как финансовые потоки, так и собственные силы и даже «частичку души».
Удачи Вам в Ваших начинаниях!
НОВЫЕ КОММЕНТАРИИ